Курильские острова протянулись с севера на юг двумя параллельными линиями – Большой и Малой Курильской грядой. Они состоят из 56 островов, большая часть которых (даже крупные) необитаемы или не имеют постоянных поселений.
Расстояние между самым северным островом Атласова и самым южным Хабоман составляет около 1200 км. По мере движения на юг климат меняется от арктического на умеренный. Природа и ландшафты на островах фантастические: вулканы, водопады, горячие источники удивят даже заядлого путешественника.
Южные Курильские острова являются самыми доступными с точки зрения транспорта. Итуруп, Кунашир и Шикотан имеют регулярное сообщение с Южно-Сахалинском. Между островами и Сахалином курсируют теплоходы. Кроме того, на Итурупе и Кунашире есть аэродромы. Флора и фауна островов богаче, чем на Северных и Средних Курилах.
Один из символов Итурупа – белые скалы, которые протянулись на несколько километров.
На Итурупе находится один из самых высоких водопадов в России – Илья Муромец (141м).
Главная достопримечательность острова – Столбчатый мыс, который сложен из многочисленных базальтовых столбов.
Туристов также привлекает фумарольное поле вокруг вулкана Менделеева.
Японцы называли этот остров «Раккосина» («Каланий»). Помимо каланов здесь можно увидеть лис, нерп, тюлений, сивучей. При этом на острове нет медведей.
Добраться до Северных Курил сложнее. Хотя территориально они относятся к Сахалинской области, регулярное пассажирское сообщение самый крупный остров группы Парамушир имеет только с Камчаткой. До большинства островов Северных Курил добраться можно только по воде, преодолев сильные ветра и высокие волны. Но впечатления точно того стоят! Флора и фауна богаче, чем на Средних Курилах, хотя и беднее, чем на Южных.
После Второй мировой войны здесь остались доты, дзоты и другие фортификационные сооружения от японцев. Их обживают медведи и лисы. На побережье обитают нерпы, сивучи и каланы.
Кальдера вулкана затоплена водой и образует озеро, названное благодаря характерной форме Кольцевым. Его длина в окружности составляет около 15 км, а глубина доходит до 369 м. В середине озера возвышается вулканический конус – пик Креницын. На острове зафиксирован рекорд скорости ветра для всего Курильского архипелага (230 км/ч). На острове частые туманы. У побережья – нерпы и сивучи.
Средние Курилы в отличие от Южных и Северных не взаимодействовали с материком, поэтому здесь довольно бедная наземная флора и фауна. Однако это компенсируется богатым околоводным миром. Воды вокруг Средних Курил не замерзают. Сильных морозов здесь не бывает. К тому же острова этой группы будут особенно интересны любителям истории.
Тем не менее, именно этот остров японцы активно использовали в качестве военно-морской базы во время Второй Мировой войны. И ученые до сих пор не могут ответить, зачем понадобилось так сильно укреплять затерянный в океане островок.
Советские солдаты высадились на Матуа 27 августа 1945 года, спустя почти две недели после капитуляции Японии. Вопреки ожиданиям, сопротивления оказано не было. Кроме того, практически не было найдено объектов тяжелой техники. Было очевидно, что японские солдаты успели уничтожить или спрятать наиболее ценные трофеи, но установить, как это было сделано, исследователи до сих пор не смогли. На острове осталась взлетно-посадочная полоса, с которой самолеты могут взлетать при разных направлениях ветра. Согласно некоторым предположениям, часть инфраструктуры Матуа скрыта под землей.
В северной части острова расположена глубоководная бухта Броутона, которая представляет собой заполненную водой кальдеру глубиной почти 250 м. Она использовалась советскими военными для базирования кораблей и подводных лодок. На побережьях острова встречаются лежбища сивуча, калана и нерпы. В акватории заходят косатка, гренландский, южный, японский, горбач и синий киты.