Ни до, ни после визита на Шикотан я не испытывал восхищения какими-либо природными достопримечательностями. Вулканы Камчатки — круто, Мальдивские острова — ок, Байкал — холодный, северное сияние в Хибинах — надо быстро снять и свалить куда-то в тепло. На Шикотане меня поразило все. Красивые пейзажи здесь можно снимать во все стороны и в любом месте. Из-за этого на Шикотане я впервые всерьез начал снимать сферические панорамы. При этом остров абсолютно дружелюбен для человека: самый страшный зверь здесь — лиса, единственное ядовитое растение — ипритка — встречается достаточно редко.
Сейчас в СМИ много пишут о возможной передачи Курил Японии. В этом контексте хочется рассказать, о каких именно территориях идет речь. И сделать это, не обведя какие-то клочки суши на краю карты, а наглядно, показав уникальность этих мест на примере Шикотана. Шикотан — остров из той самой Малой Курильской гряды, которая геологически скорее является продолжением японского острова Хоккайдо, чем русских Курильских островов. Это самый крупный и единственный постоянно населенный остров Малых Курил.
1. Курилы отделяют Тихий океан от Охотского моря. Но Шикотан не относится к основной Курильской гряде, а расположен чуть южнее и поэтому полностью окружен океаном.
2. Относительно других Курильских островов его размер достаточно мал. Длина и ширина примерно равны 20 и 10 километрам. На фото ниже — не Шикотан, а один из островков вблизи его берега.
3. Самое опасное из животных здесь — лиса, а единственное ядовитое растение — ипритка.
4. Скалистые берега острова изрезаны многочисленными бухтами с песчаными пляжами.
5. Самая высокая гора Шикотана имеет высоту более 400 метров.
6. В этом месте острова я также снял сферическую панораму.
7. Восточный берег острова — это обрывистые скалы. Очень суровое место.
8. Мыс Край света. Возвышающиеся пики гор скрыты за пеленой облаков, а квадрокоптер поднялся практически к самой ее границе. Над мысом я снял очень красивую сферическую панораму, рекомендую посмотреть.
11. Теперь перейдем к южному побережью. Оно гораздо более приветливо.
12. Вблизи берегов разбросано множество живописных островков. На одном из них военные когда-то давно решили развести кроликов. Все шло отлично, они быстро размножались, разбавляя рацион военных своим мясом. Но в одну из зим на остров по льду пришла лиса... И история завершилась.
13. У входа в бухту расположено два крупных острова: Айвазовского и Девятый вал.
14. Девятый вал — более темный, в отличие от 90% Шикотана и других островов он покрыт не бамбучником.
15. Остров Айвазовского.
16. В те редкие моменты, когда над тобой появляется солнце и кусок голубого неба, все выглядит просто великолепно. Не только сверху, но и с высоты человеческого роста. Как я уже писал, красивые пейзажи здесь можно снимать во все стороны и в любом месте.
17. А вот тот же вид в неудачное время. Дождя нет, просто облачность опускается до уровня океана, и ты идешь/летишь сквозь нее, собирая все эти капли, висящие в воздухе.
18. Как я уже писал, остров почти целиком покрыт бамбучником — это бамбук, высотой где-то по колено. Он противостоит сильнейшему ветру, уверенно цепляясь за все поверхности. В ложбинках часто пытаются вырасти деревья. У многих это даже выходит, но в конце концов какой-нибудь сильный тайфун валит их, и история начинается с начала.
19. На заболоченностях растет камыш.
20. И даже цветы.
21. Виды необычайные!
22. Раньше на остров периодически приплывали люди — чтобы менять аккумуляторы маяка. Теперь за маяком присматривает семейство воронов.
23. А это мое любимое фото с Шикотана. Мыс Краб и маяк Шпанберга.
24. Маяк еще японский, но за ним присматривают.
25. После прихода того, как остров перешел к СССР, его заняли советские военные. Все берега были изрыты окопами, а в качестве орудий по всему периметру острова расставили танки.
26. И хоть на остров с тех пор так никто и не напал, все танки благополучно заржавели, а окопы заросли бамбучником, воронки от танковых снарядов здесь все же остались. Видимо, кто-то тренировался. Интересно, сколько снарядов лежит на дне океана...
27. Пока что это во основном дикие туристы-походники, но на самом деле остров вполне мог бы привлекать и любителей более цивилизованного отдыха. Остров мал и в комбинации внедорожник+ноги все самые отдаленные места на нем можно посетить выездами по одному дню. В общем-то, так делал я.
28. Наша с Шикотаном любовь случилась с первого взгляда, и он был примерно таким.
29. Единственная связь острова с большой землей сегодня — это теплоход Игорь Фархутдинов (слева). Еще есть вертолеты, но они дороги и прихотливы к погоде, а она здесь сурова.
30. На нем я и уплыл.
В общей сложности я пробыл на Шикотане четыре дня. Должен был меньше, но нелетная погода, все дела... В общем, не жалею, что задержался. И надеюсь вернуться.
Информация и фото взяты здесь.
Автор текста и фото: Константин Антипин