Один из самых труднодоступных маяков России расположен в очень сложном для навигации районе: здесь частые туманы, а течения норовят отнести на подводные камни и отмели. В этих местах разбился не один корабль, прежде чем в 1930-х годах руководство префектуры Карафуто (в то время Сахалин был японским) решило построить здесь маяк.

Автором проекта маяка стал инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагаве. К тому времени он уже построил несколько маяков.

Анива стал самым сложным техническим сооружением на Сахалине и одним из интереснейших маяков того времени.

Строительство заняло чуть более двух лет, продлившись с июня 1937 по октябрь 1939 года. Возводить это сигнальное сооружение было трудно: все материалы доставлялись по воде. Суровые погодные условия только осложняли процесс.

В итоге бетонная башня в цвет окружающих скал поднялась на 31 м, а проблесковый огонь расположился на высоте в 40 м. Круглая, с эркером, башня в 9 этажей вписана в овальное основание, которое как будто вырастает из прибрежных камней.

Анива был неплохо приспособлен для жизни: смотрители маяка работали в экстремальных условиях. Цокольный этаж был оборудован дизельными двигателями и аккумуляторами. На первом этаже были кухня и продовольственный склад, на втором – радиорубка, аппаратная и вахтенная. Жилые комнаты, где могли разместиться до 12 человек, располагались на третьем, четвертом и пятом этажах. На каждом этаже было по одной комнате. Внутреннее убранство комнат было скромным: две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Свет сюда проникал через небольшие круглые окна-иллюминаторы.

На шестом этаже располагалась кладовая. На седьмом этаже были механизмы пневматической сирены: ее рупор был установлен прямо на крыше эркера. Восьмой этаж использовался как склад для горючего.

На последнем, девятом этаже был вращательный механизм оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 кг ртути.

Проблесковый аппарат приводился в движение механизмом наподобие часового. Внутри винтовой лестницы, ведущей до самого верха башни, проходила труба. В ней была подвешена гиря весом в 270 кг. Она опускалась за три часа, вращая тем самым осветительный прибор. После этого смотритель маяка должен был завести систему заново.

Дальность действия маяка составляла 17,5 мили (28,16 км).

В 1990-х годах маяк на мысе Анива решено было сделать автономным и переоборудовать в атомный. В 2006 году изотопные установки были сняты. С тех пор маяк заброшен.

Маяк Анива стоит пустым, словно древний неприступный замок. В его пустующих комнатах поселились чайки.

Маяк постепенно разрушается под действием воды и ветра.

Тем не менее, маяк привлекает туристов. Местные турфирмы организуют сюда путешествия.

Обычно экскурсия начинается рано утром в Южно-Сахалинске. Туристов перевозят в поселок Новиково, откуда к маяку ходят моторные лодки. Путешественники высаживаются у маяка, а после они отправляются на мысы Мраморный и Белый камень. Вечером они возвращаются в Южно-Сахалинск.

Оптимальным временем для посещения маяка считается период с июня по сентябрь.